Китай таиланд


Долгая дорога из Китая в Таиланд

Логическим завершением нашего путешествия по Китаю стала плановая эвакуация в Таиланд. О том, как это можно сделать, и о нашей двухдневной дороге через лаосскую Луанг Намту — читайте дальше.

Итак, проблема номер раз: Китай (внезапно!) не имеет общих границ с Таиландом. А имеет их с Лаосом, Вьетнамом и Бирмой. Ну, с Бирмой пока все сложно, а в Лаос и Вьетнам ведут хорошие автомобильные дороги, а в последний так даже и железная.

Проблема номер два: авиабилеты из Китая в Таиланд стоят дорого. У китайцев вообще довольно специфическая ситуация с авиаперевозками и полное отсутствие лоукостеров, поэтому самый дешевый билет из Куньмина в Бангкок, который мне удалось найти осенью, стоил 300 долларов (сейчас вон есть за 200). При всем нашем стремлении в Таиланд такая цена нас не очень устроила.

Поэтому пришлось ехать из Джинхонга в Лаос по земле, на автобусах. В этом случае самый короткий путь из Китая в Таиланд выглядит так: Джинхонг — Менгла (граница Китай-Лаос) — Луанг Намта — Хуай Сай (граница Лаос-Таиланд) — Чианг Конг.

Существуют прямые автобусы Джинхонг — Хуай Сай, однако ходят они не каждый день — расписание нужно узнавать заранее на северной автостанции. Эти автобусы отправляются в 6 утра, идут 10-11 часов и теоретически успевают в Хуай Сай до закрытия тайско-лаосской границы. Однако большого смысла торопиться нет, ибо даже если вам удастся пересечь границу в тот же день, из тайского Чианг Конга на ночь глядя уехать будет не на чем. Так что как минимум одна ночевка в Лаосе (или в Чианг Конге) при движении из Китая в Таиланд грозит всем.

Джинхонг — Луанг Намта

В Хуай Сае мы уже были и он нам не понравился, поэтому в этот раз было решено ехать до Луанг Намты (по-китайски будет «Нан Та», 南塔). Автобус из Джинхонга в Луанг Намту отправляется с северной автостанции (Jǐnghóng Qìchē Kèyùn Zhàn, 景洪汽车客运站) каждый день в 10:40, билет стоит 70 юаней (лучше купить его заранее за день до поездки).

Из Китая в Лаос и обратно курсируют вот такие маленькие пердобусы.

Дорога до Луанг Намты занимает около 5 часов, плюс час на переход границы. Менгла (勐腊) — забытый богом КПП, где наши паспорта вызвали фурор: весь автобус был задержан, а дядечки в форме бегали с нашими документами с этажа на этаж и спрашивали, где мы их достали. Как потом прояснил ситуацию хоть как-то говоривший по-английский молодой пограничник, господа офицеры китайской пограничной службы долго не могли понять, что это за буковки выведены у нас в паспортах параллельно с латиницей. Ежу понятно — китайская подделка, на Ванфуцзине купили!

Еще одна фишка этого перехода — полное отсутствие обменников. Обмен оставшейся китайской валюты на лаосские кипы осуществялется здесь по старинке посредством каких-то цыганского вида теток, толпой вваливающихся в автобус айнэнэпозолотиручку! Тетки умело создают панику, толкотню и неразбериху, в ходе которой пытаются нагреть всех сначала на курсе, а потом подсовывая купюры с меньшим содержанием нулей. Но, слава великим путешественникам в нашем лице, которые помнят курс лаосского кипа еще с позапрошлогодней поездки ($1=8000 кип), наш автобус вроде не понес больших финансовых потерь. В общем, будьте готовы, а то мы как-то не были.

На границе видели некий (довольно приличный впрочем) слипер-бас Куньмин-Хуай Сай. Сколько он едет, страшно представить. Хотя в Wikitravel пишут, что есть даже слиперы Куньмин-Вьентьян. Это уже какой-то странствующий цирк получается — неделю едет, не меньше.

ЛУАНГ НАМТА (Luang Namtha)

После пересечения границы отличные китайские горные дороги с эстакадами и туннелями сменяются дряхлыми лаосскими серпантинами (видели большой красный флаг на границе? то-то), и скорость движения автобуса значительно снижается. В славный город Луанг Намта, хоть городом это село назвать и не поднимается рука, мы приехали к вечеру, часам к 6. Автобус вроде как следует до местного автовокзала, который по милой лаосской привычке находится у черта на рогах, но наш драйвер высадил нас в центре.

Гестхаусов на всех двух улицах Намты оказалось вполне достаточно, и номер со всеми удобствами включая телевизор обошелся нам в 70 тысяч кип (чуть меньше $10, жилье в Лаосе дешевое). Вечером выяснилась и причина такого обилия гестхаусов в такой редкостной жопе мира: толпы, просто толпы фарангов, причем совершенно не бэкпэкерского вида. Я не знаю, что они забыли в этих лаосских горах, наверное в Lonely Planet написали о каких-нибудь местных девственных нетронутых джунглях (хотя в том же Хуай Сае джунгли по-моему ничуть не хуже). Ну и еще в Намте есть аэропорт, посредством которого видимо все эти фаранги прилетают с «большой лаосской земли».

Как-то так. Треккинг в октябре в разгар сезона дождей — то что доктор прописал.

Кроме джунглей и Beerlao, Намта никакими достопримечательностями не блещет, и делать в ней абсолютно нечего. В том же LP как must see указан местный донельзя унылый ночной рынок, на котором у всех на прилавках почему-то одно и то же. Коммунизм, видать.

Одним словом, полная Намта!

Луанг Намта — Хуай Сай

Из Луанг Намты можно продолжить путешествие по Лаосу дальше на юг, в Луанг Прабанг, Ван Вьенг и Вьентьян, но нам нужно было в другую сторону.

Поэтому, поселившись, мы озаботились дальнейшим билетом на завтра, ибо Намта конечно Намтой, но с Таиландом ей не сравниться. Билеты на разнообразные автобусы в Намте предлагает каждый гест, ресторан и общественный туалет, поэтому мы очень быстро обзавелись квитанцией c надписью Louang Namtha — Houai Xai за 80 тысяч кип ($10) на брата.

Утром вместо автобуса за нами приехал абсолютно пустой Toyota Hiace, на всех 13 местах которого мы с комфортом долетели до Хуай Сая за 4 часа. Напоследок испив лаосского кофею и откушамши не менее лаосского сэндвича, мы двинули в сторону переправы и с чувством выполненного долга в очередной раз пересекли Меконг.

Ааа, Таиланд!

Буквально через неделю после этого знаменательного события лодочную переправу Хуай Сай — Чианг Конг закрыли навечно. Теперь в 10 километрах ниже по течению работает новый Мост Дружбы, а все злобные лодочники переквалифицировались в злобных тук-тукеров. Эх, на лодках конечно было романтишнее.

***

globetrekker.ru

Китайско-таиландские отношения. Современный период

© Власов Н.

магистрант МГИМО (У)

КИТАЙСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Введение

В 2010 г. Таиланд и Китай отпраздновали 35-летие установления дипломатических отношений. Оглядываясь назад, прогресс в двустороннем взаимодействии очевиден: доверие и дружба пришли на смену подозрению и вражде. Всестороннее сотрудничество, включая все возрастающие торговый и инвестиционные обороты, расширяющиеся культурные обмены, а не только исключительно военное сотрудничество при общих интересах безопасности, как это было в напряженные годы Кампучийской проблемы, - это то, что задает тон отношениям между Китаем и Таиландом в XXI веке.

Как в Пекине, так и в Бангкоке по-настоящему высоко ценят достигнутый уровень прогресса. Даже в условиях затяжного политического кризиса в Таиланде официальный Пекин продолжал держаться стратегического и дальновидного подхода в отношении своих партнеров, главным принципом которого остается сохранение континуитета в межгосударственных отношениях с опорой на уже достигнутые результаты и уровень взаимодействия. Таиланд, в свою очередь, несмотря на частую смену правительств за последние 5 лет, проявлял прагматизм и последовательность в отношениях с могучим северным соседом. На сегодняшний момент Китай - второй по величине импортер таиландских продуктов, второй в числе главных экспортеров в Таиланд и второй по общему объему торговый партнер Таиланда.

Так или иначе, существует мнение, что дружественные отношения между двумя странами уже более не являются особенными. Сегодня Китай придает большее значение глобальной повестке дня, нежели региональной, как это было в 1980-х и 1990х гг., когда Таиланд служил проводником в процессе сближения между Китаем и странами-членами АСЕАН.

Единственный настоящий показатель существующего партнерства - это наличие поистине общих и взаимных интересов. Действительно ли Китай сегодня нуждается в Таиланде так же, как в недалеком прошлом?

Данная работа - это попытка проанализировать взгляд на проблему глазами китайских руководителей с упором на современный период, а также дать свою оценку перспектив и прогнозов на будущее.

Взор Китая на юг: истоки

Смотря глубоко в прошлое, Сиам, как и другие государства региона, до времени расцвета западного колониализма были данниками Китая, который возвел себя в ранг Срединного Царства.

Наверное, было бы преувеличением считать, что у Китая были глубокие государственные интересы к югу от своих просторов, в той части Света, которую сегодня принято называть Юго-Восточной Азией. Правители Срединной Империи долгое время чувствовали себя полностью независимыми от внешнего мира и его влияния, полагаясь на самодостаточность своего государства. И действительно, Китай обладал всеми необходимыми ресурсами для создания сильного, стабильного, самообеспечивающегося и жизнеспособного государства. В условиях развитой дипломатии на Западе, Китай на долгое время отказался от системы официальных признаний между суверенными государствами. Китайские императоры явно пренебрегали необходимостью считать любого европейского монарха себе равным. В этой связи, можно привести послание императора Цяньлуна королю Англии Георгу III, которое является символичным отражением подобного мировоззрения китайских правителей: «...Что касается вашей просьбы послать одного из ваших граждан быть аккредитованным при моем Небесным Дворе и исполнять контроль торговли вашей страны с Китаем, то она противоречит всем обычаям моей династии и не может быть удовлетворена. Правя широкими просторами, я вижу перед собой лишь одну цель - поддержание идеального управления и выполнение государственных обязательств.Великая сила нашей династии проникла во все госудраства в Поднебесной, и правители всех

народов предложили нам свою дань в виде своих земель и морей. Это обязывает тебя, о Король, уважать мои чувства и засвидетельствовать еще большую преданность в будущем, с тем чтобы благодаря бесконечному подчинению нашему Трону ты мог бы впредь обеспечивать мир и процветание в твоей стра-не.»1

Эти «широкие просторы» под владычеством китайских императоров охватывали территории многих государств и народов в Азии, включая Сиам - сиамские короли были вынуждены платить дань грозному северному соседу. Вассально-клиентельная система на международном уровне была установлена еще древними китайскими правителями, преследовавшими тогда две основные цели: защита и продвижение государственных интересов и извлечение сверхвыгод в торговле. В обмен китайские правители признавали суверенную власть данников.

Начиная с середины XIX века Китай начинает постепенно утрачивать былое влияние, а именно после Опиумных войн с западными державами, которые в результате смогли добиться того, чего не смог когда-то Георг III. Китай в итоге превратился из самонадеянного доминанта в полузависимую державу. Пекин был также вынужден предоставить «грабительские» привилегии державам в двусторонней торговле и согласиться на право экстерриториальности. В этот момент Сиам освобождается от даннических отношений с Китаем, но попадает в неменее сложную ситуацию и благодаря своей дипломатии и благоприятной международной конъюнктуре сохраняет свою независимость в условиях империалистического передела мира.

Первая половина XX века была временем больших потрясений и перемен в Китае: революция, свергнувшая многовековую монархию, вероломное вторжение Японии, гражданская война. Сравнительное спокойствие наступает, когда в 1949 г. мировое сообщество становится свидетелем появления социалистического Китая. Большинство государств мира не признало КНР, продолжая сохранять официальные отношения с правительством Республики Китай, бежавшим на Тайвань. Таиланд также не признал коммунистическое правительство в Пекине. Таиландское руководство в тот момент решило выбрать западный блок в качестве союзника, так как подобный шаг сулил

больше выгод - широкое признание, получение финансовой и военной помощи от США.

Китайско-таиландская конфронтационность особенно ясно проявилась во время войны во Вьетнаме. Таиланд и Китай оказались по разные стороны баррикад: Китай поддерживал правительство Хо Ши Мина на севере, а Таиланд обеспечивал инфраструктурную поддержку США. В это время отношения между Пекином и Бангкоком приобретают характер открытой вражды.

К концу 1960-х гг. проводимые внутренние преобразования в КНР доказали свою полную несостоятельность. Положение усугублялось международной изоляцией. Кульминацией стало вооруженное столкновение китайских и советских войск на о. Даманский в 1969 г. Однако следующее десятилетие было в целом благоприятным. Но вопрос заключается в том, было ли это заслугой китайской дипломатии и результатом кардинально новых решений, принятых в Пекине.

В действительности, внешнеполитические успехи Китая в 1970-е гг. оказались больше результатом складывающейся международной конъюнктуры. В 1971 г. Вашингтон инициировал нормализацию отношений с Пекином. В 1972 г. было подписано ключевое соглашение - Шанхайское коммюнике - определившее впоследствии внешнюю политику многих других государств. Поражение американцев в многолетней войне на вьетнамском фронте, повлекшее за собой сокращение военных обязательств США в регионе, вместе с американо-китайской нормализацией заставили таиландское руководство пересмотреть свою позицию на международной арене. В итоге, Таиланд показал, что готов идти на официальный контакт с прежде-бывшим врагом - коммунистическим Китаем. Китай, в это время пребывавший в почти полной международной изоляции, как никогда нуждался в дружественной стране в регионе. До того, как в 1975 г. были установлены дипломатические отношения, Бангкок и Пекин выдвинули ряд встречных предварительных условий. В Пекине рассчитывали получить гарантии, что американские военные базы в Таиланде не будут использованы против Китая, в Бангкоке же ожидали прекращения поддержки КНР народной войны, проводившейся уже в течение долгих лет КПК, а также отмену «двойного гражданства», когда китайские власти запро-

сто выдавали в массовом порядке гражданство всем желающим в странах ЮВА.

В итоге, обе стороны получили то, что хотели: Китай добился признания со стороны капиталистического государства в регионе, которое впоследствии станет плацдармом для более активного дипломатического вовлечения Китая в ЮВА; у Таиланда же была тройная победа: во-первых, была обеспечена внешняя безопасность страны после кратковременного вакуума и «незащищенности» в результате сокращения военных обязательств США, во-вторых, обеспечена внутренняя безопасность ввиду прекращения подрывной антиправительственной деятельности, дирижируемой из Пекина, и в-третьих, было договорено о «дружественной» цене на китайскую нефть, что пришлось весьма кстати на фоне не прекращающих расти мировых цен в результате «нефтяного шока» 1973 г.

С одной стороны, на первый взгляд кажется, что в нормализации отношений более весомую роль сыграла позиция Таиланда. Однако, в действительности, столь серьезный шаг был бы невозможен, если бы не определенные изменения в мышлении китайского руководства. С начала 1970-х гг. Мао Цзедун, разочарованный неудачами внутренних преобразований и проводимой внешней политикой, стал пересматривать внешнеполитическую доктрину. В это время, на вооружение принимается концепция «трех миров», где под «первым миром» подразумевались СССР и США, под «вторым» - Западная Европа, Канада и Япония, а под «третьим» - весь остальной мир, включая КНР. Мао выступал за объединение усилий, за создание т.н. единого фронта, против мировых империалистов, среди которых теперь Советский Союх представлялся главным злом, якобы преследовавшим гегемонистические цели. В результате, была открыта дорога к выходу из изоляции, в которую Мао вогнал свою страну в 1960-х гг. Отношения по межпартийной линии постепенно сменяются отношениями на межправительственном уровне, тем самым переводя внешнюю политику КНР на деидеологизиро-ванную основу.

Что касается региона, то в середине 1970-х г. дипломатические отношения с КНР установил не только Таиланд, но также Малайзия и Филиппины. Почему Таиланд стал особенным?

Естественные характеристики Таиланда (географическое местоположение в самом сердце ЮВА, значительная часть населения - это этнические китайцы), а также стечение обстоятельств в международной среде способствовали становлению особенных отношений между Таиландом и Китаем. Камбоджийский конфликт стал катализатором развития двусторонних отношений. Общая проблема взрастила доверие между странами. Торговля вооружениями и регулярные контакты военных на самом высшем уровне помогли забыть о призраках прошлого. Сотрудничество по линии безопасности в 1980-е гг., основанное на стратегическом координировании, заложило основу для будущего диалога по более расширенной повестке дня.

Китайско-таиландские отношения (1992-2011)

Окончание «холодной» войны, пришедшееся на конец 1980-х - начало 1990-х гг., и распад Советского Союза сильно отразились на мировом политическом и экономическом ландшафте, поменяв расстановку сил как на глобальном, так и на региональном уровнях.

В начале 90-х гг. таиландский народ отказал в доверии военным, находившимся у власти в стране почти 20 лет.

КНР вступила в 90-е гг. уже сильно окрепшей и набравшей «мышечную» экономическую массу после проведенных реформ в конце 70-х - начале 80-х гг. с ежегодным ростом экономики в 7-8%. В то же время Пекин оказался перед серьезным вызовом времени, оставшись почти единственным коммунистическим режимом после ухода в небытие СССР и стран народной демократии Восточной Европы.

Так как Советского Союза не стало, а вместе с ним и советского влияния в Юго-Восточной Азии, Китай постарался заполнить создавшийся вакуум. Это стало поводом для недоверия АСЕАН к Китаю в первой половине 1990-х гг. Тем не менее, как бы в ответ Дэн Сяопин как-то сказал своим соратникам в начале 1990-х гг.: «.Давайте трезвую оценку изменениям, держитесь нашей позиции, отвечайте на вызовы и угрозы спокойно, не показывайте наших возможностей, выжидайте, оставьте амбиции и

2

не претендуйте на лидерство.»

В связи с окончанием холодной войны и образовавшимся вакуумом политического влияния в регионе, у Китая появился шанс укрепить свои позиции в ЮВА. Инструментом для этого стала т.н. «периферийная дипломатия» Пекина, преследовавшая, в первую очередь, цель обеспечения безопасности границ и сохранности режима, а также восстановление имиджа после жесткого подавления демонстраций на площади Тяньаньмынь весной 1989 г. Подобная активизация стала поводом для беспокойства в странах АСЕАН, возродив на время недоверие в отношения КНР. Страх перед северным соседом также усиливался расту-шим военным бюджетом КНР, что стало особенно отчетливо видно на фоне сильно урезанных военных расходов Поднебесной в 1980-х гг.3

Несмотря на подозрительность в отношении Китая повсеместно в АСЕАН, таиландский бизнес, более, чем в других странах АСЕАН, держался прагматичных позиций, ожидая получить колоссальные выгоды от дальнейшего сотрудничества с китайскими партнерами. Кроме того, по всей видимости, правящая элита Таиланда осознавала, что лучше быть другом, а не врагом быстро растущего Китая, подающего надежды стать в скором времени полноправным членом закрытого клуба «сильных» мира сего, получив негласный статус великой державы.

Китай, находясь в не самом выгодном положении в начале 1990-х гг., занял весьма конструктивную и неконфронтационную позицию, избегая жесткой риторики и острых действий. Китаю был крайне необходим дружественно настроенный государственный актор в регионе, способный изменить восприятие режима Пекина. Им стал Таиланд, открыв Китаю дверь в АСЕАН. Таиландские лидеры доказывали собственными примерами, что китайцы не враждебны и им можно доверять. В начале 1990-х гг. именно Таиланд выступил с инициативой проведения политики «вовлечения» Китая в трех областях: политической, экономической и безопасности.4 Целью такой политики было посредством приближения Китая к АСЕАН интегрировать Китай в регион на политическом, экономическом уровнях и на уровне безопасности и на региональных принципах и нормах, отраженных в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮгоВосточной Азии, а именно:

а. взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности всех народов;

б. право каждого государства существовать без вмешательства извне, подрывной деятельности и принуждения;

в. невмешательство во внутренние дела друг друга;

г. мирное урегулирование конфликтов посредством переговоров;

д. отказ от угрозы силой и применения силы;

е. эффективное сотрудничество. 5

Политическое вовлечение подразумевало углубление диалога между Китаем, с одной стороны, и Таиландом и АСЕАН, с другой. Экономическое вовлечение имело целью интегрирование Китая в сложную систему взаимозависимости, что в перспективе повышало бы издержки любого конфликта, инициированного Китаем, с АСЕАН. Вовлечение на уровне безопасности было связано с присоединением Китая к Региональному форуму АСЕАН, который был учрежден в 1994 г. в Бангкоке.6 Инициированную Таиландом и поддержанную другими странами-членами Ассоциации политику «вовлечения» можно считать успешной, так как она в конечном счете достигла своей главной цели - в 2003 г. КНР присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии.

Более открытый и готовый к диалогу Китай способствовал развитию доверия как в макрорегионе АТР, так и в ЮВА, в частности. Говоря о межгосударственных отношениях, Пекин по-прежнему придерживался больше двусторонней платформы, что было особенно заметно в отношениях со странами-членами АСЕАН.

В 1996 г. Китай был удостоен статуса полноправного партнера по диалогу АСЕАН. А в декабре 1997 г. был создан новый диалоговый формат АСЕАН+3 (КНР, РК и Япония) как ответ на разразившийся финансовый кризис, больно ударивший по молодым азиатским экономикам, в частности по Таиланду. В 2000 г. в рамках данного формата было подписано Чиангмайское соглашение, предусматривавшее создание сети двусторонних ва-8

лютных свопов. 8

Китай внес немалый вклад в дело восстановления пострадавших экономик. Правительство КНР выделило Международному Валютному Фонду $4 млрд. в качестве безвозмездной помощи в рамках международных планов спасения экономик, что по достоинству было оценено реципиентами, и в частности Таиландом.9 В то же время США не выделили серьезных средств для помощи своему давнему союзнику.

Кроме того, Китай не девальвировал юань, что помогло странам ЮВА, и Таиланду в частности, поддерживать свой экспорт, таким образом способствуя стабильности и развитию в регионе.

Пекин выбрал умную и дальновидную тактику. У Китая появилась хорошая возможность, которую он не мог не использовать, даже, в какой-то степени себе в ущерб. Но имидж стоит многого. Азиатский финансовый кризис явил «новое лицо» Китая - мирного, открытого к диалогу, негегемонистического, готового помогать своим партнерам.

В конце 1990-х гг. правительство КНР принимает новую концепцию безопасности, которая призывает отбросить мышление времен «холодной» войны, а также искать новые методы поддержания мира, отличающихся от принятых практик формирования альянсов и блоков. Данная концепция в общем и целом пропитана духом Пяти принципов мирного сосуществования. Одним из основных моментов является создание т.н. «сообществ безопасности» (security communities), которые должны прийти на смену устаревшим альянсам. 10 Подобный сдвиг во внешнеполитическом мышлении КНР не мог не отразиться положительным образом на отношениях с южными соседями.

В 1999 г. КНР и Таиланд подписали Совместное коммюнике по плану сотрудничества в XXI веке.11 Согласно документу, стороны договорились развивать двустороннее сотрудничество в пяти основных областях: политической, экономической, социально-культурной, военной. 12 Вслед за Таиландом, другие страны-члены АСЕАН подписали аналогичные Коммюнике.

Начало нового века было ознаменовано убедительной победой на выборах партии Таксина Чинавата «Тай Рак Тай» в Таиланде. Время премьерства Таксина было периодом активной внешней политики, которая получила название «прогрессивного

вовлечения» («forward engagement»), главной целью которой был сильный и самостоятельный Таиланд как на региональном, так и на глобальном уровне. Таксин был настроен и дальше расширять связи с Китаем. Свой первый официальный государственный визит он совершил в Пекин, в то время как все предшественники Таксина всегда отправлялись с первыми государственными визитами в США. Таким образом был продемонстрирован тектонический сдвиг стратегического значения во внешнеполитических приоритетах Таиланда, где Китай занял самые высокие позиции.

Изложенные выше перемены привели к расширению военного сотрудничества между странами. С 2002 г. Китай и Таиланд начали проводить ежегодные консультации между высокопоставленными военными. С 2002 г. китайские военные стали наблюдателями в совместных таиландо-американских военных учениях «Кобра голд», а таиландские военные, в ответ, были приглашены наблюдателями на китайские военные учения «Северный меч» и «Железный кулак» во Внутренней Монголии. 13

Несмотря на внутреннюю политическую нестабильность в Таиланде, начиная с 2006 г., когда в результате военного переворота Таксин был отстранен от власти, Пекин оставался верным своему главному принципу невмешательства во внутренние дела. Китай не выступил с какой-либо критикой в адрес свершившегося в Таиланде. В развитие двусторонних отношений в 2007 г. страны подписали 5-летний «Совместный план стратегического сотрудничества» в пятнадцати областях, а именно: политической, военной, безопасности, торговли и инвестиций, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и связи, энергетики, туризма, культуры, образования, медицины, науки и технологий, информационных технологий, а также регионального и многостороннего сотрудничества.

Это обозначило начало нового эволюционного этапа в двусторонних отношениях, когда Бангкок и Пекин в первую очередь руководствуются долгосрочными стратегическими интересами. Такая логика взаимоотношений основывается на прагматизме и практических интересах безопасности и экономических выгод и зиждется на системности отношений, при которых важны стабильность и предсказуемость.

Перспективы на будущее, или что есть Таиланд для Китая сегодня

За прошедшие 36 лет после установления дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Королевством Таиланд странам удалось достичь многого, что говорит о благодатной основе двустороннего взаимодействия.

В настоящее время официальный статус китайско-таиландских отношений - это стратегическое партнерство, о чем свидетельствует Декларация 1999 г. Таиланд стал первым азиатским государством, получившим подобный статус в отношениях с Китаем. Впоследствии одна за другой остальные страны АСЕАН подписали аналогичные документы с Пекином. Однако, на сегодняшний момент широкий круг государств по всему миру обладают таким же статусом. Это означает, что «стратегическое партнерство» - это рабочий формат с ключевыми акторами мировой арены с точки зрения внешнеполитических интересов и целей КНР. Сегодня Китай демонстрирует более зрелое и ясное внешнеполитическое видение. Из года в год азиатский дракон становится все мощнее, Китаем ставятся задачи не только на периферийно-региональном, но и на глобальном уровне. В недавнем времени ряд стран Африки и Латинской Америки получили статус его стратегического партнера,

В связи с этим закономерен вопрос - имеет ли стратегическое партнерство с Таиландом особенную важность для Китая сегодня, когда пекинский режим более не находится в международной изоляции, а его экономическая и геостратегическая мощь устойчиво и неуклонно растет. Китай вышел за пределы Азии, поставив таким образом регион Юго-Восточной Азии на одну доску с другими регионами. Попытаемся ответить на прямой вопрос - действительно ли нуждается Китай в Таиланде сегодня, придавая отношениям характер истинно стратегического партнерства?

Многие ученые и аналитики считают, что Таиланд уже сыграл свою историческую роль для Китая. Это звучит, словно Пекин использовал Таиланд, получив то, что ему было нужно, позабыл о своем южном соседе. Такой взгляд представляется нам по крайней мере невзвешенным и необоснованным. Для того, чтобы ответить на вышепоставленный вопрос, обратимся к

внешнеполитическому видению КНР с учетом базовых государственных интересов и целей.

В настоящее время внешняя политика Китая, как видится, служит в первую очередь инструментом внутренней политики. Внутренняя стабильность возведена в высший государственный приоритет. Эта стабильность необходима для поддержания устойчивого и динамичного экономического роста как залога развития и модернизации страны. Как представляется, Китай ждет своего времени и не намерен демонстрировать все свои возможности до тех пор, пока не будет достигнут определенный уровень развития. Для этого китайское руководство приняло известную концепцию «мирного роста/развития» («peaceful rise/development») как основу своей внешней политики, которая делает главный упор на мягкую силу. Подобная стратегия, которая на Западе получила название «наступление очарованием» (charm offensive), обеспечивает Китаю относительно безопасные границы, а также позволяет держаться неразорительного военного бюджета и «сохранять лицо» как миролюбивого актора (если не считать споры вокруг островов Спратли). Китайские первые лица неоднократно подтверждали свою позицию, что Китай выступает за сохранение статус-кво при соблюдении международного права как основного столпа справедливого мирового порядка. Жестко придерживаясь Устава ООН, в частности принципов невмешательства и уважения суверенитета и территориальной целостности, Китай в настоящий момент не представляет какой-либо угрозы для других государств с точки зрения использования жесткой силы.

Учитывая выделенные внешнеполитические приоритеты КНР, Таиланд несомненно важен для Китая. Тем не менее, стоит признать, что Таиланд более не является каким-то особым партнером Китая, как это было ранее, но все же представляет большой интерес для Пекина. Что заставляет нас так думать?

Можно выделить три основных причины. С политической точки зрения, Таиланд - это проверенный историей друг, доказавший, что он может быть надежным и преданным партнером. Таиланд по-прежнему сохраняет свою лояльность, подтверждая принцип одного Китая и отказываясь от официальных контактов с Тайбэем, а также непреклонно поддерживает позицию Пекина

по болезненному вопросу Тибета. Кроме того, Таиланд представляет важность для Китая и в силу того, что выступает в роли посредника в таком проблемном вопросе для Пекина, как принадлежность островов в Южно- Китайском море. До сих пор, Бангкок традиционно играл и роль проводника в диалоге между Китаем и АСЕАН в тех случаях, когда Пекин не мог напрямую входить в контакт Ассоциацией.

С точки зрения экономики, торговля между Китаем и Таиландом колоссально выросла со времени окончания «холодной» войны - с $1,4 млрд. в 1991 г. до почти $50 млрд. в 2010 г.14 (Таиланд - торговый партнер №3 Китая после Сингапура и Малайзии среди стран АСЕАН). Даже если смотреть в десятилетней ретроспективе, двусторонняя торговля выросла в 8 раз с 2000 г.15 Цифры впечатляющие. Кстати, эта статистика развенчивает известный миф, что КНР никогда в действительности не получал выгод от торговли с Таиландом, занимаясь т.н. политическими закупками в 1970-х гг. Те времена далеко в прошлом. Генерал Прем Тинсуланон, занивший пост премьер-министра в Таиланда в 1980-е гг., провел кардинальные реформы, переведя экономику на иную модель развития, а именно с импортного замещения на экспортную ориентацию, что активизировало экономику и сделало ее более открытой и конкурентоспособной. Китай, в свою очередь, под руководством Дэна Сяопина сделав резкий качественный скачок вперед в экономике и, тем самым, став привлекательным для иностранных инвестиций. В результате, к середине 1990-х гг. Китай и Таиланд могли предложить друг другу намного более широкий список товаров и услуг, нежели исключительно сельхоз продукцию и сырье в 1970-х - начале 1980-х гг. Более того, Китай имеет профицит торгового баланса с Таиландом вот уже в течение 20 лет.

Третья причина геоэкономического характера. Говоря простым языком, геоэкономика - это современный аналог геополитики. Геоэкономика возводит в приоритет торговлю и инвестиции, значимость которых сегодня все более растет и иногда затмевает политику. Наглядным примером может служить подход США, когда они ради экономических выгод готовы закрывать глаза на режимы, политически не угодные Вашингтону. Наш тезис в том, что с точки зрения геоэкономики, Китай крайне заин-

тересован в Таиланде как в стратегическом партнере. Дело в том, что Таиланд имеет крайне выгодное географическое положении, находясь в самом сердце Юго-Восточной Азии. Даже более того, если взять макрорегион, охватывающий Южную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, то Таиланд вновь оказывается в самом центре экономических связок, цепочек, путей сообщения и маршрутов. Такое географическое положение становится вдвойне выгодным, учитывая что уже функционирующие ЗСТ между АСЕАН и Индией и АСЕАН и КНР открывают прямые коридоры торговли, часто проходящие через Таиланд. Таким образом, Таиланд сегодня - это точка пересечения региональной и межрегиональной экономической деятельности.

Может возникнуть вопрос - чем же Таиланд лучше Мьянмы, которая находится примерно в аналогичном географическом положении? Мьянма - очень удобный порт для не имеющих выхода к морю западных районов Китая. Однако, Таиланд представляется более выгодным для Китая союзником на перспективу. С точки зрения интересов Китая, у Таиланда два ярких преимущества перед Мьянмой: во-первых, сравнительно демократический режим с достаточно чистой международной репутацией; а во-вторых, развитая и современная инфраструктура. Эти два экономически и политически важных фактора помогут китайскому частному и государственному бизнесу минимизировать издержки и выиграть драгоценное время. И в этом направлении Китай уже пролоббировал несколько проектов. В декабре 2010 г. Китай, Таиланд и Лаос подписали рамочное соглашение по строительству высокоскоростной железной дороги, которая соединит г. Куньминг в южной провинции Юннань КНР и Бангкок16, с дальнейшим планом протянуть ее на восток Таиланда и на юг Андаманского полуострова с конечным пунктом в Синга-

1 7

пуре. Это очень похоже на большой план по дальнейшему упрощению торговых и инвестиционных потоков между ЮВА и Китаем. Генеральный секретарь Торговой палаты Таиланда Пайрут Бурапачайсири, отвечая на вопросы по поводу скоростного поезда, сказал: «После завершения строительства этой железной дороги, торговый груз из юго-восточной части Китая будет легче доставлять к ближайшему морскому порту (в ЮВА)».18

Что касается перспектив на будущее, можно выделить четыре вырисовывающихся тренда. Во-первых, вероятно, что мы не увидим никаких существенных перемен и потрясений в политической сфере двустороннего взаимодействия. Это означает, что сохранится статус-кво, который будет основан на невмешательстве во внутренние дела и неконфронтационности, при интенсивности проведении регулярных встреч на высшем уровне.

Во-вторых, бизнес как в КНР, так и в Таиланде продолжит расширять торговое и инвестиционное сотрудничество, стимулом к чему является функционирующая ЗСТ АСЕАН-Китай. Что касается непосредственно инвестиций, то, по всей видимости, сохранится существующая тенденция, когда китайские инвесторы оказываются намного пассивнее своих таиландских коллег.

В-третьих, учитывая острый интерес Китая минимизировать транспортные издержки и обезопасить поставки нефти, Пекин будет прилагать все усилия для диверсификации энергомаршрутов, идущих с Ближнего Востока и Африки, чтобы в итоге иметь самые короткие, безопасные и быстрые пути доставки жизненно важного ресурса, поддерживающего его высочайшие темпы роста в мире. Попытки диверсификации энергомаршрутов продиктованы сохраняющимися угрозами такими как морское пиратство в Малаккском проливе и ЮжноКитайском море. Более того, акватория Южно-Китайского моря обладает высокой конфликтогенностью в силу двух факторов: территориальных споров и военного возвращения США в регион, в частности размещения военно-морской базы США в Австралии в том числе для обеспечения, как заявила госсекретарь Х.Клинтон, «свободного судоходства»19 в акватории ЮжноКитайского моря. В этих условиях сеть скоростных железных дорог, соединяющих южный Китай и морские порты в Андаманском море, могут стать реальным выходом, выполняя планы по диверсификации нефтяных маршрутов в Китай.

В-четвертых, благодаря своему географическому положению Таиланд занимает ключевые позиции на поле между Китаем и экономическими тяжеловесами АСЕАН - Индонезией, Малайзией и Сингапуром. При грамотном внешнеполитическом планировании и благоприятствующей международной обстановке у Таиланда есть все шансы стать эффективным транзите-

ром во все углубляющихся и переплетающихся связях между АСЕАН и Китаем в ближайшем будущем с перспективой стать крупным торговым хабом внутри ЗСТ АСЕАН-КНР.

Заключение

В самом начале был поставлен вопрос - нужен ли Пекину Таиланд сегодня так же, как в прошлом? С учетом того, что единственным определяющим показателем партнерства служат глубокие общие интересы, можно с уверенностью дать утвердительный ответ на поставленный вопрос. Китай по-прежнему нуждается в Таиланде. Это не столь острая необходимость, как это было во времена «холодной» войны, так как сегодня Китай уже не входит в число беднейших и наименее развитых стран мира и более не находится в международной изоляции. Но, как и 36 лет назад, Пекин, руководимый прагматичными интересами, заинтересован в поддержании стабильных и предсказуемых отношений со своим южным соседом - Таиландом. Подобный стратегический и прагматичный интерес также может быть обоснован целями «периферийной дипломатии», призванной обеспечить безопасность своих границ и добиться того, чтобы традиционная зона влияния Китая была стабильной, дружественной и открытой для сотрудничества.

Сегодня, возможно, Таиланд представляет все больший интерес для Китая, так как устойчивые государственные отношения отвечают все растущим интересам бизнеса, а также предоставляют Китаю больше возможностей и рычагов для обеспечения своего закрепления и позиционирования в регионе ЮВА.

В целом, «стратегическое партнерство» между КНР и Таиландом не слова декларативного характера, служащие данью уважения истории двусторонних отношений, а отражение слияния стратегических интересов стран в целях обеспечения взаимной безопасности и процветания в будущем.

1 Kornberg, J.F., Faust, J.R., 2005. China in World Politics. Policies, processes, prospects. 2nd ed. London: Lynne Riener publishers. p. 9

Цит. по: Kornberg, J.F., Faust, J.R., 2005. China in World Politics. Policies, processes, prospects. 2nd ed. London: Lynne Riener publishers.// p. 97: “...Observe developments soberly, maintain our position, meet challenges calmly, hide our capacities, bide out time, remain free of ambitions, and never claim leadership.” (перевод с англ. - Авт. Н.В.)

3

http://www.japanprobe.com/2010/11/28/should-japan-fear-chinas-military-build-

up/

4 Chulacheeb Chinwanno. The Rise of China and Thailand’s policy of strategic engagement. In.: Ed. by Jun Tsunekawa. NIDS Joint Research Series No.4. The rise of China: responses from Southeast Asia and Japan. Tokyo: NIDS, 2009 - p.99

5 Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Indonesia 24 February 1976 http://www .asean. org/1217. htm

6 Thai-Chinese Relations: Security and Strategic Partnership. Chulacheeb Chin-wanno//S. Rajaratnam School of International Studies// Singapore, 2008, p. 19

7 http://www.chinadaily.com.cn/en/doc/2003-10/08/content_270019.htm http://www.mof.go.jp/jouhou/kokkin/as3_000506e.htm // The Joint Ministerial

Statement of the ASEAN+3 Finance Ministers Meeting // 6 May 2000, Chiang Mai, Thailand

9 Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China

http://www.fmprc.gov.cn/eng/ziliao/3602/3604/t18037.htm

10 Marc Lanteigne. Chinese Foreign Policy. An Introduction.//Routledge: London and New York. 2009, p.87

11 Thai-Chinese Relations: Security and Strategic Partnership. Chulacheeb Chin-wanno\\S. Rajaratnam School of International Studies\\ Singapore, 2008\\p. 19

12 чайм^и'л?1т.35йй'луйу'йш'т^п'ш'й1мй-чи 2518-2553: ай@ йяяйи [email protected] // n^mwi: tarnuun^, 2553- p.101

13 4aQ^Quifftm.35flRnyäy^us'n^mu'^l'ü-^u 2518-2553: ай@ [email protected] // n^mwi: tarnuun^, 2553- p.104

14 Thailand And China Trade Raises 30%. Thailand Business News, March 23, 2011

http://thailand-business-news.com/china/29888-thailand-and-china-trade-raises-

30#.TuzhXnZk4pI

15 UN COMTRADE (China Trade Policy Review. Report by Secretariat) - Geneva, 2008 (www.comtrade.un.org)

16 Bullet Train to connect Thailand, Laos. Global Times// Dec. 9 2010 http://business.globaltimes.cn/industries/2010-12/600311.html

17 Expressway to boost China-Thailand trade in 2011. CNTV.// 01-25-2011

http://english.cntv.cn/program/bizasia/20110125/105033. shtml

18 Citing: Bullet Train to connect Thailand, Laos. Global Times// Dec. 9 2010 http://business.globaltimes.cn/industries/2010-12/600311.html - (перевод с англ. -Авт. Н.В.)

19 http://www.voanews.com/policy/editorials/asia/Clinton-On-South-China-Sea--127263758.html

cyberleninka.ru

Моя газета

Если вы находитесь в Софии, обязательно посетите местные памятники истории и культуры столицы Болгарии, что посмотреть, какие достопримечательности самые интересные? Их много. Вы получите много положительных эмоций, после которых останутся лишь хорошие воспоминания.

Сентябрь 13 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

Владельцы питейных заведений стараются привлечь посетителей не только ассортиментом горячительных напитков, но и уютной атмосферой бара. Живой звук, скидки для девушек, бесплатный коктейль имениннику – все это помогает расслабиться клиенту, делает времяпровождение приятным, интересным.

Август 29 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

Некоторые города просто созданы для остановок круизных лайнеров. Удобно расположенные от центра города порты, невероятные морские пейзажи, множество туристических достопримечательностей, которые легко посетить за один день.

Июнь 22 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

Купить стильный и удобный наряд стремится любая женщина, потому торговля практичной одеждой, допускающей комбинирование неформальных элементов с базовыми предметами, выполненными в классическом стиле, поможет даже начинающему предпринимателю

Октябрь 9 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

В современном мире бывают нередко ситуации, когда срочно нужны деньги, а необходимой суммы в наличии не имеется, большинство людей начинает влезать в долги. Как правило, всегда стараются люди занимать деньги у своих друзей и знакомых.

Октябрь 9 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

7 октября в день рождения Владимира Владимировича Путина Lady Fortuna представляет свой клип «Putin». Клип «за считанные часы стал лидером в трендах Youtube 2017! Свою любовь к стране и к его лидеру певица выразила в словах и комиксах, посвященных главным событиям

Октябрь 9 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

В конце сентября в кальянном клубе LikeShisha начали принимать к оплате криптовалюту. Об этом сообщает владелец Роман.

«Мы идем в ногу со временем и делаем все для удобства гостей. Начиная с 29.09.2017 г., мы запустили новую услугу

Октябрь 9 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

Многие родители еще в дошкольном возрасте стремятся больше узнать о способностях и наклонностях своего ребенка. Для этого существуют различные детские клубы с занятиями по раннему развитию, танцам, рисованию и т.д. А всего пару лет назад появились занятия по

Октябрь 8 2017 / Комментариев нет / Полный текст »

mygazeta.com

Из Китая через Лаос до Таиланда

Вечнозеленый Лаос

На границе

После месяца в Китае, прохода жаркого Такла-Макана, заоблачного Тибета и тропического Юннаня, мы попадаем в маленький и тихий Лаос. Пограничный КПП в Лаосе наверное самое стильное сооружение подобного типа. Выполнено в классических традициях , в виде лаосской пагоды.

Стильный КПП

Границу проходим относительно быстро. С этого момента до самого Таиланда никто из сотрудников таможни даже не заглянет к нам в машину. Их совершенно не интересует, что мы везем и куда. Главное сделать таможенную декларацию на авто.

После таможни начинается веселье- покупка страховки. Представители страховых компаний просто сидят за столами на улице, под зонтами. Каждый наперебой предлагает свои услуги. Однако скоро выясняется, что по английски они почти не говорят, периодически что-то изрекают на лао, жестикулируют, изо всех сил пытаемся их понять. Я поясняю, что нам нужно оформить ОСАГО на четыре авто. Они довольно мурлыкают между собой, и предоставляют стандартную форму для заполнения. Я радостно ручкой пишу туда все данные машины. Как только заканчиваю писать, мне протягивают еще одну форму, поменьше.  Поля почти все те же. Когда я получаю новую, третью форму с теми же данными для заполнения, начинаю подозревать что-то не то. И действительно. Страховщики дают полисы разных страховых компаний, по одной на каждое авто. А я заполняю уже третий подряд полис на одну и туже машину. Еще добрые 20 минут заполняю все заново. Можно ехать вперед.

Главный цвет Лаоса это, безусловно, зеленый. Все покрыто тропическими зарослями. Ощущение такое, как-будто вся страна укрыта мягким зеленым покрывалом. Созерцать можно долго, под бесконечное пение, треск и шуршание в кустах флоры и фауны.

Зеленый Лаос

Рисовые поля

Дорога проходит через несколько более-менее больших городков, а затем начинает петлять по горам. Езда утомительна, прямых участков практически нет,  узенькое горное шоссе постоянно поворачивает и изгибается. Лаосские деревеньки — очень и очень бедные. Хижины слеплены сложно сказать из чего точно, что-то вроде соломы и щепок.  Сами жилища приподняты над землей, похоже для того, чтобы змеи и прочие гады не могли так легко добраться до жилых помещений. Однако люди нисколько не озабочены, все лаосцы очень милые, дружелюбные.

Жители Лао

Подарки детишкам

Все улыбаются, что-то мурлычут на своем нежном языке.  Каждая наша остановка в деревне — это эффект высадки инопланетных пришельцев. «Странные белые люди, говорящие на непонятном языке», так примерно можно выразить реакцию местного населения на каждую нашу остановку. Ни тени агрессии, только интерес и доброжелательность. Детишки прекращают свои игры и завороженно смотрят на нас. Нам очень понравился общественный душ — это колонка на краю деревни из которой вечером все по очереди поливаются. Все очень просто и незамысловато. Все это происходит на одном из центральных шоссе страны (по нашим меркам на одной из проселочных дорог). Можно только догадываться, как выглядит жизнь в глубинке.

Свежий асфальт заканчивается и мы попадаем на глиняную грунтовку.

Красная глина везде

Следующие часы мы будем долго петлять по горам, сначала в лучах заката, а потом уже и в полной темноте. Сразу бросается разница в культуре вождения по сравнению с Китаем. Водители сами пропускают нашу колонну на узкой дороге, не слепят дальним светом в общем и целом ведут себя куда вежливей, чем их китайские собратья. Похоже, что причина не в образовании, а в жизненных принципах. Уже глубокой ночью прибываем в древний  город  Луангпробанг.

Золотой будда

Воу! Дай пять!

Улочки Луанпрабанга

На улице не так уж и жарко, как было до этого местами в Китае. Около +30, но эта температура вкупе с высокой влажностью переносится очень и очень тяжело. Через пару часов прогулки по центру города, кажется, что ты сейчас схватишь тепловой удар. Во время прогулки начинаю замечать, что что 90% всех внедорожников это уже родные нам Hilux. Невероятно! Все новые, красивые, блестящие, разных цветов и комплектаций. Тут же вспоминаю, что два наших Hilux (те что 2.5 литра на механике) произведены  недалеко, в Таиланде это и есть ответ на вопрос, почему же их тут так много. Справедливости ради замечу, что мой Hilux (3 литра автомат) произведен почему-то в ЮАР, хотя куплен был вместе с 2.5 литровым механическим в одно время и у одного Toyota дилера в Новосибирске.

Куда приятнее похода по городу выглядит поездка к местной достопримечательности — водопаду Куангси.

Водопад Куангси

Наташа в нирване…

Он находится в 20 километрах от города и полон туристов. Водопад выглядит действительно впечатляюще. Состоит из нескольких порогов расположенных на разных уровнях. Вода чистая и достаточно теплая, мы не выдерживаем и бросаемся в водопад купаться. Отличные ощущения!!!  Идеальная ситуация для съемок квадрокоптером. Правда такой полет оказался очень волнительным. Поддувающий сверху ветер, полет среди веток, заставили меня сильно понервничать.

Очень нервное занятие летать над водопадом

Идем купаться

Гималайские медведы помельче наших будут

Пешком поднимаемся на самый верх. Видно, как небольшая горная речка течет по верху горы и падает вниз, образуя первый каскад водопада. Съемки получились отменные, будет, что показать в фильме.

День рождения в Лаосе? Что может быть прекрасней ) Только немного напутали кондитеры с тортиком

С тортиком ошибочка вышла )

Езда наощупь

Задача следующего дня добраться до столицы Лаоса – Вьентьяна. С утра тропический ливень, переходит в монотонный дождь. Сейчас в Юго-Восточной Азии сезон дождей.  Опять поднимаемся в горы.

Видимость падает сильно

Весь день туман и дожди

Линия облаков проходит необыкновенно низко. На первом же перевале мы ныряем в облака. Видимость падает до 10-15 метров, скорость соответственно: до 10-15 километров в час. Ведущая машина сообщает по рации о препятствиях на дороге. А рассказать им есть о чем. На одном из перевалов из тумана внезапно появляется осыпь, наглухо перекрывшая дорогу.

Внезапно…

Возможно в обычной ситуации это бы нас не сильно удивило, но здесь, когда ты не видишь ничего после нескольких метров, это напрягает. Нам нужно объехать эту осыпь по краю дороги почти на ощупь. А мы достаточно хорошо знаем, где край у этой дороги и что будет если его не заметить. Буквально по метру проползаем вокруг осыпи. Следующие часы мы то ныряем в облака, то выныриваем. В одной из деревень встречаем грузовик, которому не повезло. Похоже вот также в тумане водитель не заметил кромки дороги и улетел.

Не повезло

Влажность невероятная, в салоне все напитывается водой, страницы паспорта  как будто из паровой бани — мягкие и безжизненные.

Иногда даже так

Ближе к Вьентьяну встречаем команду внедорожников из Таиланда. Те радостно нас приветствуют и машут.

Оффроадисты нас приветствуют

Сильно удивляются видя российские номера. Им казалось, что они очень далеко забрались, доехав до Лаоса из Тая, но выслушав нашу историю ребята сочувственно и одновременно восторженно нам кивают. Они только, что из местного леса, часть машин в красной глине. Не совсем конечно тот оффроад, что мы любим. В любом случае ребята молодцы.

Вьентьян расположен практически на границе с Таиландом. Буквально в нескольких километрах от центра находится «мост дружбы». Мост соединяющий Лаос с Таиландом через реку Меконг. Два года назад, во время нашей поездки из Новосибирска до Малайзии на внедорожниках за 67 дней пути, 10 стран и почти 21000 км. пробега мы получили единственный штраф. И это был штраф во Вьентьяне. За что? За разговор за рулем по телефону! Когда мы платили штраф (10 долларов) я просто до слез смеялся: в такой стране, где правила вообще не писаны, все ездят без касок, впятером на одном мопеде, частенько по встречной полосе, меня штрафуют за разговор за рулем ))) В этот раз одну из наших машин опять тормозят в центре… Но наши ребята хорошо проинструктированы – никаких штрафов, срочно нам русского консула и т.д. Дело было принципиальное и лаосские взяточники отпустили машину дабы не схлопотать проблем.

Русские номера в Таиланде

После пересечения моста, происходит перестроение движения с правостороннего в Лаосе, на левостороннее в Таиланде. На тайской границе перед нами стоит важная задача – добиться разрешения для наших машин остаться в Таиланде на как можно больший срок, поскольку стандартное время нахождения авто 1 месяц, а этого нам однозначно недостаточно для перерыва между этапами.

Правила таможни

Первый же разговор с таможенными органами показывает, что задача это не самая быстрая и простая. Долгие увещевания, объяснения и прочее, убеждают тайские  таможенные органы  дать нам возможность остаться в Таиланде немного дольше. «Максимум два месяца- до 30 сентября» — изрекает таможенница после часа переговоров, совещания с начальством и обдумывания. Понимая, что на большее мы не можем рассчитывать, соглашаемся. Подписываем отдельную важную бумагу, составленную на тайском языке.

Заявление

Наши машины фотографируют, и через два часа таможенница выносит копии наших писем и декларации. Все, что в них поменялось, так это дописанная рукой фраза «30 Sep». Мы уже слишком устали, чтобы прояснять что-то еще, забираем документы. Нам до Паттаи еще более 600 км. пути.

Езда по Таиланду — это сплошное удовольствие. Особенно на скоростных магистралях.

Тай это рай для вождения. Дорог миллион

После тряски в Монголии, Китае и Лаосе, постоянно ждешь, что асфальтное счастье может оборваться в любую минуту. Но оно продолжается и продолжается. И так до самой Паттаи. Количество Hilux продолжает удивлять. Их просто море! Мы уверенно чувствуем себя «своими парнями», правда «на голову выше всех», ибо у всех встреченных Hilux обычная стоковая резина и нет лифта подвески.

Проезд  по Паттае на русских номерах это триумф. Российские туристы провожают нас удивленными взглядами. Правда встречаются и замечательные блондинки, которые завидев нас спрашивают «ребята, а вы откуда?». После рассказа о том, что мы приехали из Новосибирска на этих авто, весело хохочут. Они абсолютно уверены, что мы привезли российские номера с собой и повесили на тайские авто. Даже руль в нетипичном для Тая месте их не смущает. Они блондинки, им простительно.

Наконец-то мы у моря! В первый день немного хмуро, но потом жизнь наладилась.

В самой Паттае пляж, мягко говоря, неважный.. Выезжаем на «военный пляж», там мы прекрасно проводим день.

Мы добрались до моря )

Делаем эпические фото наших внедорожников с российским номерами на песке, на фоне Сиамского залива.

Эпичное фото. Машины на пляже Таиланда

Естественно это прекрасная картинка для камеры. Здесь записывается финальный репортаж первого этапа кругосветки для канала «Россия», лучшего фона просто не придумать.

Благодаря тому, что Эльшан часто бывает в Паттае, у него есть множество полезных связей. Елена, его знакомая, разрешает запарковать наши внедорожники на парковке кондоминиума. Идеальное решение. Ни солнца, ни дождя, под охраной и наблюдением. Единственная проблема с которой мы сталкиваемся, это клиренс парковки. После того, как мы снимаем с Hilux’ов  запаски, они проходят на грани фола.

Проход на грани

Остается буквально 2-3 см. от потолка. Едем медленно и аккуратно. Запаски кладем внутрь. С 80кой сложнее. Снятие запаски не помогает, мы все равно не проходим. Остается только один простой вариант: нам нужно убрать сверху багажник. Проблема заключается в том, что к багажнику подходит куча проводов. Воздух для ресивера, антенна, электричество для света и т.д.  Их отсоединение будет большой проблемой… В результате, багажник кладется на капот, в таком виде 80ка паркуется до начала второго этапа.

Пришлось снять багажник

Сухо

Вид первого этапа с Google Earth получился впечатляющий

Полный первый этап

Совсем скооро старт второго захватывающего этапа!!!

mirnash.kamerzanov.su

Китайцы в Таиланде скупают недвижимость ⋆ Новости Паттайи

Китайцы в Таиланде из массовых туристов превращаются в бизнесменов и инвесторов, выкупают элитную недвижимость и вкладывают в безбедную старость

Китайцы в Таиланде как массовые туристы

Несмотря на политическую напряженность в Бангкоке, количество запросов на оформление виз в тайском консульском бюро в Шанхае растет и сейчас достигает до десяти тысяч ежедневно

Послабление ранее строгих визовых законов является одной из причин такого большого числа китайских посетителей в Юго-Восточную Азию, которое наблюдается за последние несколько лет. С 2011 года Таиланд посещают в среднем пять миллионов китайских туристов ежегодно.

Г-н Thawatchai Arunyik, председатель ТАТ сказал: «Китай остается для Таиланда туристическим рынком номер один, с постоянным увеличением числа посетителей каждый год. Мы рады видеть, что количество ежедневных заявок на оформление визы и бронирование билетов на авиаперелеты из Китая в Таиланд остается на высоком уровне в настоящее время, и мы тесно сотрудничаем со всеми компаниями и частными агентствами, организующими эти поездки и прием гостей во время нынешней нестабильной политической ситуации в Бангкоке».

Независимые исследования показывают, что китайские путешественники, в том числе так называемые «повторные посетители», доля которых составляет тридцать процентов от общего числа китайских туристов, приезжающих в Таиланд, подтвердили, что их поездки в Королевство будут только увеличиваться, как и планировалось, несмотря на возникшую политическую нестабильность в принимающей стране.

Почему китайцы предпочитают Таиланд

Таиланд является избранным местом для многих китайских граждан. Одной из причин является его близость. Это очень удобно для сотен миллионов, проживающих к западу от Гонконга, так как самыми близко расположенными пляжами для них являются побережья Вьетнама, Мьянмы, Камбоджи и Таиланда. В большинстве случаев эти страны расположены гораздо ближе, чем места отдыха у себя на родине, на восточном побережье Китая.

Немногие китайцы готовы «заморачиваться» с визовыми вопросами для долговременного проживания в Мьянме и Камбодже. Кроме того, в настоящий момент во Вьетнаме гражданам Поднебесной запретили покупать недвижимость. И поэтому, когда для нового среднего класса и богатых китайских граждан приходит время, чтобы строить планы на будущее, их выхода на пенсию, а также возможности инвестировать деньги в покупку жилья или организацию отдыха, Таиланд является приоритетным выбором большинства из них.

И похоже, такой расклад их вполне устраивает, потому что всё больше китайцев приезжает в Таиланд. Он представляется для них достаточно близким, чтобы быть удобным и достаточно далеким, чтобы расценивать поездку в Королевство как приключение. Кроме того, китайцы лояльно воспринимают Таиланд с неким прицелом на будущее, считая, что эта страна может быть более «расслабленной» с точки зрения авторитарного контроля. И естественно, практически все китайцы отмечают, что в Таиланде жизнь намного дешевле, а улицы гораздо чище, чем на родине в Китае.

Стоит понимать, что китайцам не свойственно проводить слишком длинный отпуск, они выбирают максимум 1-2 недели на отдых. Так что вполне закономерно, что нация, не привыкшая путешествовать далеко и надолго, «оккупирует» для себя в обозримом будущем удобно расположенный Сиамский залив, где будут проводить большую часть своего драгоценного времени, отведенного на путешествие.

Получай наши новости первым ВКонтакте

Китайцы в Таиланде теперь массовые инвесторы

«Они не тратят деньги в Таиланде», — такое часто можно услышать о китайских туристах. Знатоки в барах и другие эксперты, рассуждая об этом, убеждают друг друга, что туры для китайцев организуют китайские же компании и все расходы уже оплачены в Китае, местным компаниям.

Стоит сказать, что это не соответствует действительности. В прошлом году Таиланд посетили 4,6 миллиона китайских граждан, в среднем каждый из них тратил по 5 500 батов ежедневно. Это около $160, что гораздо больше, чем в среднем тратит один посетитель в Европе за один день.

Кроме того, китайцы покупают в Таиланде недвижимость. Но делают они это тихо и без лишнего шума. Сотни тысяч квартир были куплены китайскими инвесторами в течение последних нескольких лет. Большинство из них никогда не сдаются в аренду и перепродаются, и поэтому практически никто не слышит и не знает об этих сделках. Эта недвижимость просто является «тихой» инвестицией за пределами материка в ожидании своей очереди.

За прошедший год индекс продаж недвижимости китайским покупателям в Таиланде вырос на 180 процентов. Для сравнения, в пяти других странах, в которых китайцы наиболее активно покупают квартиры: Соединенные Штаты Америки, Австралия, Великобритания, Канада и Новая Зеландия, он увеличился всего на 37 процентов.

Если рассматривать этот показатель на ежеквартальной основе, то индекс тайских закупок на рынке недвижимости гражданами из Китая вырос на 51 процент, что значительно лучше, чем падение на 1% в среднем в каждой из этих пяти стран.

Еще одна отличная новость для Таиланда, средняя цена на недвижимость, которой интересовались китайские покупатели, также увеличилась на 39 процентов по сравнению с предыдущим кварталом, и на 111 процентов по сравнению с прошедшим годом, и достигла нового рекордно высокого уровня — $611,062 за квадратный метр.

Таким образом, в настоящий момент мы наблюдаем ситуацию быстро растущего интереса к приобретению недвижимости в Таиланде выходцами из Китая. И современные покупатели, более состоятельные, чем их предшественники, ориентируются на покупку более дорогого имущества.

Китайцы в Таиланде надолго — мнение эксперта

Эндрю Тейлор, главный исполнительный директор Juwai.com, рассказал Dot Group Property: «Китайские покупатели пользуются их сильной валютой и близостью к Таиланду и покупают частные дома для себя, а также инвестируют в недвижимость. За последние пять лет курс китайской валюты, юань, выросла на 19 процентов к тайскому бату.

Китайские бизнесмены с коммерческими интересами в Таиланде были одними из первых покупателей местной жилой недвижимости. Теперь, как видите, их ряды пополняют частные инвесторы и граждане, приезжающие на отдых в собственных виллах или квартирах.

Лучшими направлениями в Таиланде, в соответствии с запросами китайских покупателей недвижимости, являются Паттайя, Ко Самуи, Пхукет, Чиангмай и Бангкок.

Таиланд может в значительной степени извлечь выгоду из прогнозируемого масштабного роста китайских инвестиций в недвижимость за рубежом на предстоящее десятилетие. Он легко может вытеснить другие страны, которые в настоящее время более популярны среди китайских покупателей.

Так, китайцы, безусловно, приносят свои деньги в Таиланд. И будьте уверены, что это продолжится в течение многих последующих лет», — заявил Тейлор.

Обсуди эту новость с жителями Паттайи

Вступайте в Клуб жителей Паттайи — группу для общения русскоязычных жителей и гостей курорта.

Новости, мероприятия, объ…

Опубликовано Pattaya Now 25 сентября 2016 г.

Самые свежие новости Паттайи и Таиланда на нашем канале в Телеграм comments powered by HyperComments

pattayapeople.ru

Почему Тайланд не был колонией европейских стран

Есть две версии, объясняющие, почему Таиланд никогда не был колонией европейских стран. Первая версия — тайская. Она гласит, что тайцы — настолько сильная и свободолюбивая нация, что даже англичане с французами побоялись на нее посягнуть. Это, конечно же, бред. Поэтому есть и другая версия — правдивая. Она прекрасно объясняет, почему Тайланд не был колонией. Ответ прост: потому что он никому не был нужен! А еще сохранить независимость Таиланду помогла удача и… Россия.

Таиланд – единственная страна Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонизирована европейцами. Для тайцев это предмет особой гордости, дающий некоторым из них (по их мнению) повод смотреть на белых людей свысока и порой обращаться с ними слишком бесцеремонно. При этом мало кто знает, почему на самом деле Тайланд не был колонией европейских стран. Меня всегда интересовала эта тема, ее постоянно поднимали туристы во время наших самостоятельных поездок в Бангкок. Чтобы узнать, почему Тайланд не был колонией, мне пришлось провести настоящее историческое исследование. Но долгое время ни в русских, ни в англоязычных источниках я не мог найти внятного и однозначного ответа на свой вопрос. Мне все время чего-то не хватало… До недавней поездки в Малайзию. Именно там, задумчиво глядя на стенд Морского музея Малакки, я вдруг понял: паззл сошелся! Нашлось недостающее звено и в моей голове сложилась полная картина того, почему Тайланд не был колонией европейских стран. Позвольте ознакомить вас с моим эпохальным открытием!)))

…Спасибо, но я вынужден отклонить приглашение вступить в Академию наук. Мне работать надо.

Почему Таиланд не был колонией? Потому что тайцы страшны в гневе и их все боятся!

Почему Тайланд не был колонией? Версия вторая, правдивая

Суровые стояли времена. Эпоха великих географических открытий и беспощадных завоевателей. И чтобы Таиланд оставался независимым, сошлись многие факторы. Фактор времени, фактор места, фактор удачи… Но удача все же была на первом месте.

Давайте разберем все эти факторы и ответим на вопрос, почему Тайланд не был колонией европейских стран в отличие от всех своих соседей по Юго-Восточной Азии. Только помните: тайцам об этом ни слова! Все равно не поверят, а то еще и обидятся.

В нужном месте

Как уже сказано, Таиланд не просто сохранил независимость от европейских стран. Тайланд – единственная страна Юго-Восточной Азии, которой это удалось. И в первую очередь стране помогло… неудачное расположение.

Да, да, именно неудачное! С точки зрения европейцев, конечно же. Вспомните, чем англичан, голландцев, португальцев и прочих французов привлекали страны Юго-Восточной Азии? Одним из важнейших критериев было удобство на важнейшем пути в Китай. По дороге в Поднебесную европейцы захватывали все, что попадалось по дороге, и создавали свои колонии.

Вспомните карту мира: какие страны Юго-Восточной Азии лежат на стратегическом пути из Европы в Поднебесную? Перечисляем по порядку, с запада на восток: Индия, Бангладеш, Бирма, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Вьетнам… Нет Таиланда! Таиланд – в глубине Сиамского залива, по дороге в Китай нет никакого смысла делать такой крюк.

Вы скажете – ну ладно Бирма с Малайзией, но как же Камбоджа и Лаос, ведь они совсем не по пути в Китай! А их, в отличие от Таиланда, французы захватили. Почему?

Да потому что они оказались ближе к Вьетнаму, главной французской «базе» в ЮВА. Их и прихватизировали в первую очередь. А Таиланд захватить элементарно не успели. Тут сыграл другой фактор – фактор времени. А еще фактор России.

Рама Пятый и Николай Второй

К концу XIX века Таиланд (тогдашний Сиам) оставался единственной страной Юго-Восточной Азии, сохранившей независимость. По мнению европейских колониальных держав, долго такое безобразие продолжаться не могло. Тогда англичане с французами сели за стол и поделили Сиам. Англия отписала себе юго-западную часть страны, Франция – северо-восточную. Европейцы начали, не торопясь, готовиться к вторжению.

Рама V считается одним из величайших правителей Таиланда. Он прорубил для Сиама окно в Европу, но европейцам страну не отдал. Памятник королю стоит в бангкокском районе Дусит, который он же и основал.

В Сиаме тогда правил король Рама V, обладавший очень редким для монарха свойством — умом. Не зря его изображают на купюре в сотню бат. Узнав, что алчные европейцы уже поделили его страну, король засобирался во Францию на переговоры. Но получил от ворот поворот: сиди, мол, дома, мы сами скоро придем. И Рама пошел на хитрость…

В Николаем II сиамского монарха связывала давняя дружба: русский император гостил в Сиаме и остался очень доволен. Кстати, он подарил Раме 200 русских гвардейцев, а тот ему в ответ – 200 сиамских кошек, которые именно из России начали разбредаться по миру. Об этом мы писали в Интересных фактах о Таиланде.

Так вот, получив отказ из Франции, летом (ну не зимой же) 1897 года Рама V отправился в Россию, в гости к другу Николаю. Сиамский король неделю гостил в Москве и Петербурге, встречался с царем, членами его семьи и министрами, ходил в театры, оперу, посетил Петергоф. Русская пресса восторженно писала про Раму V, называла его «симпатичным» и «приятным» человеком, сравнивала с японским императором, причем не всегда в пользу последнего.

Весть об этом докатилась и до Франции. И узнав о столь теплой дружбе Рамы с русским царем, Париж согласился его принять. О чем шла речь и как проходила встреча Рамы V с верхушкой Франции, нам неведомо, но факт остается фактом – после этого европейцы передумали нападать на Сиам.

Фигуры грозных тайских солдат внушают ужас предполагаемому противнику на Военном пляже Паттайи.

Но, как оказалось, лишь на время. Французского терпения хватило на несколько лет и в начале XX века они атаковали с востока. Французы отобрали у Сиама одну из провинций и блокировали реку Чаупхрайя, фактически отрезав Бангкок от внешнего мира. И надо же было такому случиться, что примерно в это же время, не советуясь с французами, англичане атаковали с юга и присоединили к Малайзии четыре южных сиамских провинции. Англичане с французами снова сели делить шкуру неубитого слона. Дело застопорилось. А время то было неспокойное, в Европе все сильнее разносился запах назревающей Первой мировой. И когда у собственного порога разгорался нешуточный пожар, стало уже совсем не до далекой – и по сути, не такой уж и нужной – восточной страны.

Кстати, Франция потом вернула Таиланду Трат с его Ко Чангом. А четыре южных провинции, которые забрали англичане, до сих пор счастливо живут в Малайзии.

Неуловимый Джо

Но чего-то в этой картине мне не хватало. Да, Сиам неудачно расположен на пути из варяг в греки Европы в Китай. Да, Англия с Францией не успели захватить его перед Первой мировой, а потом эпоха колонизации прекратилась, но давайте посмотрим правде в глаза: не очень-то они и старались. Неужели в этой стране не было больше ничего, что могло бы в те времена заинтересовать европейцев? Оказалось – так и есть! Ни-че-го. Именно эта мысль и осенила меня, когда я изучал золотой век средневековой Малакки в великолепном музее-корабле. Все встало на свои места и я, наконец, понял, почему Тайланд не был колонией европейских стран.

Гавань Малакки имела важнейшее торговое значение в регионе и далеко за его пределами. Персидские и арабские торговцы продавали духи, изделия из стекла, ковры, лекарства и другие товары. Из Китая везли медные товары, чай, шелк и фарфор. Индийцы привозили расшитую одежду и опиум, а бирманцы – ювелирные изделия (драгоценные камни, агаты и т. д.). Сиамцы привозили рис, выпивку и сушеную рыбу.

Рассказ о золотом веке торгового порта Малакки лучше любого учебника объяснит вам, почему Тайланд не был колонией европейских стран.

Вы видите: рис, выпивку и сушеную рыбу! Все везли эксклюзивный товар, способный заинтересовать взыскательного покупателя, а сиамцы… Не драгоценности, не красивые изделия, не лекарства – сиамцы тащили, простите, хрень, которой и без них тут навалом. Из-за риса, что ли, европейцы стали бы захватывать эту страну? Из-за сушеной рыбы? Я вас умоляю. Ни ценных даров природы, ни растущих из нужного места рук, которые могли бы смастерить что-то стоящее — в Сиаме не было ничего, что заставило бы европейцев сбиваться с проторенного пути, сворачивать в Сиамский залив и вести захватническую войну.

…Вы, конечно, знаете старинный анекдот про неуловимого Джо, которого никто не может поймать, потому что он никому не нужен. Наша история очень его напоминает. Почему Тайланд не был колонией европейских стран? Да потому что в те времена он никому не был интересен. По крайней мере, это одна из главных причин. Географическое положение невыгодное, взять нечего, плюс немного везения – и вот она, независимость!

А прекрасные пляжи Таиланда в те времени никого не интересовали. И хорошо. Иначе англичане точно захватили бы и Пхукет, и Краби, а французы не вернули бы Трат.

Но главное — Паттайя все равно осталась бы тайской. И в чьих бы руках ни оказались Пхукет с Ко Чангом, массовый туризм в Юго-Восточной Азии все равно зародился бы именно в Паттайе и во многом благодаря доступным тайским женщинам. Но это уже совсем другая история…

И если вы хотите ее узнать, то подпишитесь на обновления нашего сайта! Для этого вам нужно лишь кликнуть по этой надписи и ввести свой e-mail. После этого вам на почту придет письмо со ссылкой, чтобы вы могли активировать подписку. Давайте не теряться на просторах Интернета!

uehali.com

Как получить визу в Китай в Тайланде wanderound.com

Кратко о том, как получить китайскую визу, находясь в Тайланде. Мы получали визу в Китай в китайском консульстве города Чианг Май, за один день. Время работы посольства, сколько стоит виза Китая, срок получения визы, документы.

Наш опыт.

В мае 2014 года мы хотели проехать через Китай автостопом, из Тайланда в Россию.

Для этого необходимо было иметь визу в Китай. Мы поспрашивали народ, и решили что поедем делать ее в Чианг Май. Это город на севере Тайланда.

Об этом мы писали в отчете.

Документы для получения визы в Китай.

Для успешного получения визы в Китай, необходимо предоставить следующие документы: действующий загранпаспорт, бронь билетов на самолет, бронь отеля, фотографию, анкету (получается и заполняется на месте, но можно и самостоятельно напечатать и принести готовую), мы предоставляли еще копии страниц паспорта с тайскими штампами.

Стоимость визы и сроки получения.

Стоимость зависит от срока изготовления.

Базовая цена визы на май 2014 - 1100 бат. Время изготовления такой визы 4 дня.

За 2300 бат визу можно получить в день подачи документов. Мы делали именно так, потому что кончалась тайская виза и не было времени ждать.

Также есть промежуточные варианты.

Адрес и время работы консульства в Чианг Мае.

Время принятия документов на визу с 9:00 до 11:30.

Лучше еще проверять, работает ли консульство в нужный день, позвонив, например. Мы попали в ситуацию, когда был тайский крупный праздник, и оно было закрыто.

Сайт консульства в Чианг Мае: http://chiangmai.chineseconsulate.org/eng/. Там должна быть актуальная информация о праздниках, и там же есть телефоны по которым надо звонить для уточнения чего-либо.

Другие варианты.

Еще визу можно сделать в городе Сонгхла. Говорят, что точно так же дают без проблем.

В Бангкоке тоже есть возможность обратиться за визой, но дают ли там так же без проблем - не берусь сказать. Один встреченный в пути бельгиец рассказывал, что он получал именно в Бангкоке.

Нравится? Ставь палатку!

 NoraArendt

  02 окт. 2014

  виза Китай Таиланд Поделиться:

wanderound.com


Смотрите также